Одинцова Елена Владимировна
Директор
+7 показать телефон+7 (917) 33-888-19
Торговый Дом «КОТ» “За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться.“ —Уинстон Черчилль |
|
Каталог (543)
Плахотин Роман Алексеевич
Отдел Технической Консультации и Монтажа
+7 показать телефон+7 (968) 283-45-80
+7 показать телефоны+7 (8442) 98-40-08
+7 (8442) 98-88-19
+7 показать телефоны+7 (8442) 98-40-08
17.02.2012
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 17/171-10
Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2011 г. Москва
Решение в
полном объеме изготовлено 12.07.2011
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии Голомолзина А.Н. – заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: Кудрявцева В.Ю. – начальника Управления информационных технологий ФАС России, Луцкого А.Г. – заместителя начальника отдела информационной безопасности Управления информационных технологий ФАС России, Вовкивской Л.В. – советника отдела судебной работы Правового управления ФАС России, Кот М.Ю. – главного специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России, Воробьева И.О. – консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России, Ковалева А.В. – консультанта отдела проверок Управления контроля органов власти ФАС России, Бабкина Ю.А. – заместителя начальника отдела рынков услуг связи Управления контроля транспорта и связи ФАС России, Карташова Н.Н. – начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, Лобачевой Е.А. – главного специалиста-эксперта отдела информационной безопасности Управления информационных технологий ФАС России;
В присутствии представителей: от Государственного учреждения «Центр
обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий» – Красильникова А.Ф. (доверенность от
04.05.2011 № 59-32-28), Прокушина А.В. (доверенность от 01.10.2010 № б/н), от
ЗАО «НПП Импалс» – Качкина Д.В. (доверенность от 08.04.2011 № б/н), Митиной И.С.
(доверенность от 12.11.2010 № б/н), от ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» – Кокшина В.В.
(доверенность от 21.04.2011 № б/н), Саевича И.С. (доверенность от 21.04.2011 №
б/н), Соколовской Е.А. (доверенность от 21.04.2011 № б/н), Ласточкиной О.С.
(доверенность от 21.04.2011 № б/н), от Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий – Сохова М.С. (доверенность от 25.03.2011 № 59-24-24),
Раевского Е.С., от Федерального государственного учреждения «Всероссийский
ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны»
- Варламкина А.В. (доверенность от 28.06.2011 № 16-1-03/3328), Кисиля А.П.
(доверенность от 05.07.2011 № 25-02/3471), от Федерального государственного
учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» - Зайцева А.Г. (доверенность
от 24.02.2009 № 36/5-юр/211),
рассмотрев дело № 1 17/171-10 по признакам
нарушения Государственным учреждением «Центр обеспечения деятельности
федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий» (Звездный бульвар, д.7, г.Москва, 129085) пункта 2 части 1 статьи 17
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон
о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило заявление ЗАО «НПП Импалс» (вх. от 13.08.2010 № 38201)
(далее – Заявитель) в отношении Государственного учреждения «Центр обеспечения
деятельности федеральной противопожарной службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий» (далее – ГУ ЦОД ФПС МЧС России) в связи с
предполагаемым совершением последним в ходе проведения открытого аукциона в
электронной форме № 10-163э «Закупка аппаратно-программного комплекса для нужд
МЧС» (далее – Аукцион) действий, которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданием
участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий
участия в торгах.
В документации об аукционе (далее – Документация) ГУ
ЦОД ФПС МЧС России указало, что в состав аппаратно-программного комплекса должны
входить аппаратура и программное обеспечение:
- аппаратно-программный
комплекс для дежурно-диспетчерской службы (далее – ДДС), обеспечивающий как сбор
извещений о нештатных ситуациях с контролируемых объектов по различным каналам
передачи данных, так и прием информации с аппаратно-программного комплекса для
пожарной части;
- аппаратно-программный комплекс для пожарной части,
обеспечивающий сбор по радиоканалу извещений о нештатных ситуациях с
контролируемых объектов и их ретрансляцию в аппаратно-программный комплекс для
ДДС.
Среди прочих технических требований к приему извещений по каналам
связи к аппаратно-программному комплексу для ДДС ГУ ЦОД ФПС МЧС России указало,
что аппаратно-программный комплекс для ДДС должен обеспечивать прием извещений
по следующим каналам связи:
- телефонные проводные сети (способом
автодозвона в формате «Contact-ID» и «Аргус-Т»);
Аппаратно-программный
комплекс для ДДС должен обеспечивать прием информации от других мониторинговых
центров по IP-каналам в протоколе «СМ-интегратор», а также передачу информации в
другие центры управления и центр технического мониторинга по
IP-каналам.
В своем письме Заявитель (вх. от 17.01.2011 № 1425)
представил заключение доктора технических наук профессора Скобельцына К.Б., в
котором указывается, что протоколы «Аргус-Т» и «СМ-интегратор», являются
протоколами передачи информации, разработанными ЗАО «АРГУС-СПЕКТР». Данные
протоколы снабжены особой криптографической защитой, не позволяющей использовать
их другим производителям для организации совместных систем приема и передачи
информации. Информация о протоколах не представлена для других производителей на
сайтах или информационных бюллетенях МЧС России и ЗАО «АРГУС-СПЕКТР». В связи с
тем, что информация об указанных протоколах передачи информации не представлена
в открытом доступе для других производителей, исключается возможность
беспрепятственной интеграции объектового оборудования других производителей с
аппаратно-программный комплексом «Стрелец-Мониторинг». На всех объектах,
подключенных к пожарным частям, возможно использование объектового оборудования
исключительно производства ЗАО «АРГУС-СПЕКТР».
Таким образом, ГУ ЦОД ФПС
МЧС России в Документации указало протоколы информационного обмена между
элементами аппаратно-программного комплекса, которые не находятся в свободном
доступе, в связи с чем круг лиц, способных принять участие в Аукционе, был
ограничен.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите
конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или
могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том
числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов
преимущественных условий участия в торгах.
На основании пункта 2 части 2
статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом ФАС России от 22 марта 2011 года
№ 195 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства» ФАС России возбудила дело в отношении ГУ ЦОД
ФПС МЧС России по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите
конкуренции.
В ответ на определение ФАС России (исх. от 28.03.2011 №
АГ/10692) ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» (вх. от 25.04.2011 № 21629) сообщило, что протоколы
«Аргус-
Т» и «СМ-интегратор» представляют собой специальные коды,
обеспечивающие прием, обработку и передачу данных между элементами единой
системы, предназначенной для выявления и пресечения пожаров. С помощью данных
протоколов могут быть интегрированы между собой системы (оборудование) передачи
данных (мониторинга) разных производителей.
Данные протоколы являются
криптозащищенными, что позволяет исключить возможность несанкционированного
доступа к передаваемой информации.
Для получения доступа к протоколам
разработчики и производители оборудования могут обратиться как в ЗАО
«АРГУС-СПЕКТР», так и в Федеральное государственное учреждение «Всероссийский
ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны»
(далее – ФГУ ВНИИПО МЧС России). Доступ к протоколам предоставляется на
безвозмездной основе.
В настоящее время заключено 12 договоров между ЗАО
«АРГУС-СПЕКТР» и производителями устройств, совместимых с принимающим
оборудованием программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» на передачу
протоколов «СМ-интегратор» и «Аргус-Т».
Представители ЗАО «АРГУС-СПЕКТР»
и ФГУ ВНИИПО МЧС России на заседании Комиссии пояснили, что Заявитель не
обращался в адрес ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» и ФГУ ВНИИПО МЧС России по вопросу
получения протоколов «СМ-интегратор» и «Аргус-Т».
Представители
Федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский центр
«Охрана» МВД России (далее – ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России) и ГУ ЦОД ФПС МЧС
России на заседании Комиссии пояснили, что размещение информации о протоколах в
открытом доступе (публичных источниках) может привести к несанкционированному
вмешательству в работу системы, что является недопустимым с точки зрения
обеспечения безопасности.
В ответ на определение ФАС России (исх. от
03.06.2011 № АГ/21603) ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России (вх. от 22.06.2011 № 34735)
сообщило, что передача данных протоколов различным организациям возможно при
соблюдении следующих условий:
- протоколы могут передаваться только
организациям, специализирующимся в области создания технических средств
безопасности;
- исключение в дальнейшем бесконтрольного распространения
данных протоколов организациям, которым они переданы;
- ведение учета
предприятий и организаций, которым передаются протоколы;
- исключением
фактов размещения детальной информации по протоколам в открытом доступе (СМИ,
сеть Интернет и др.).
Также в ходе рассмотрения дела рассматривался
вопрос о соответствии антимонопольному законодательству положений приказа от
28.12.2009 № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России
программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи
данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в
сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в
высотных зданиях» (далее – Приказ МЧС России № 743), в соответствие с которым на
снабжение в системе МЧС России был принят аппаратно-программный комплекс системы
мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и
рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым
пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях
«Стрелец-Мониторинг».
На заседании Комиссии ГУ ЦОД ФПС МЧС России
пояснило, что в результате проведения открытого конкурса на право заключения
государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы
«Разработка автоматизированной системы мониторинга, обработки и передачи данных
о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных
зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных
зданиях» ОКР «АСМОП» победителем было признано ФГУ ВНИИПО МЧС России.
Из
материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2.6 Единого тематического
плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России на 2008
– 2010 годы, утвержденного приказом МЧС России от 27.02.2008 № 87, и
заключенными между МЧС России и ФГУ ВНИИПО МЧС России государственными
контрактами от 17.07.2009 № 16/2.6.4.1-0313, от 17.08.2009 № 15/2.6.3.12-0313 и
от 17.08.2009 № 17/2.6.5.4-0313 разработаны комплекты рабочей конструкторской
документации и изготовлены опытные образцы аппаратно-программного комплекса
систем мониторинга систем пожарной сигнализации, технического средства спасения
граждан, отнесенных к маломобильным группам населения, при пожарах и
аппаратно-программного комплекса мониторинга систем пожарной сигнализации для
критически важных объектов и объектов, расположенных на северных
территориях.
В соответствии с приказом МЧС России от 08.10.2009 № 584 «О
проведении государственных испытаний образцов программно-аппаратного комплекса
мониторинга систем пожарной сигнализации, технического средства спасения
граждан, отнесенных к маломобильным группам населения, при пожарах и
программно-аппаратного комплекса мониторинга систем пожарной сигнализации для
критически важных объектов и объектов, расположенных на северных территориях» в
целях проверки и подтверждения соответствия характеристик опытных образцов
требованиям технических заданий и определения целесообразности принятия их на
снабжение в системе МЧС России была создана комиссия по проведению
государственных испытаний опытных образцов и проверке рабочей конструкторской
документации.
На оснований проведенных государственных испытаний в период
с 12.10.2009 по 16.10.2009 был составлен Акт государственных испытаний
«Программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи
данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в
сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в
высотных зданиях «Стрелец-Мониторинг» (далее – ПАК «Стрелец-Мониторинг») от
16.10.2009 № б/н (далее – Акт).
В ходе рассмотрения результатов
проведенных государственных испытаний, указанных в Акте, МЧС России и ФГУ ВНИИПО
МЧС России было принято совместное решение от 23.10.2009 № 3-СР о принятии на
снабжение и использование в качестве оборудования пожарных частей Федеральной
противопожарной службы ПАК «Стрелец-Мониторинг».
Комиссия, заслушав объяснения участников заседания и рассмотрев материалы
дела № 1 17/171-10 отмечает:
1. Приказ МЧС России № 743, в соответствии с
которым ПАК «Стрелец-Мониторинг» был принят на снабжение в системе МЧС России,
был издан по итогам успешных результатов государственных испытаний.
2.
Аппаратно-программный комплекс любого производителя, закупленный МЧС России в
соответствии с аукционной документацией, техническое задание которой
соответствует техническим условиям и конструкторской документации на опытный
образец, разработанный по заказу МЧС России и приведенной в Приложении № 1 к
Приказу МЧС России № 743, будет иметь условное наименование ПАК
«Стрелец-Мониторинг».
3. Протоколы «Аргус-Т» и «СМ-интегратор» доступны
производителям технического оборудования, как в ЗАО «АРГУС-СПЕКТР», так и во
ВНИИПО МЧС России. Указание данных протоколов в Документации не повлияло на
результаты Аукциона и не ограничило конкуренцию.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях
ГУ ЦОД ФПС МЧС России нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите
конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите
конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № 1 17/171-10 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ГУ ЦОД ФПС МЧС России нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.